Ереван:   +13 °C
Сегодня:   Четверг, 28 Марта, 2024 года

Как гибель Ил-20 скажется на отношениях России и Израиля

1542
Среда, 19 Сентября, 2018 года, 11:30
Как гибель Ил-20 скажется на отношениях России и Израиля

Провокация израильских ВВС, стоившая жизни 15 российским военным, погибшим в результате крушения Ил-20 в Сирии, не может не сказаться на российско-израильских отношениях. Особенно в той их части, что касается действий Израиля в Сирии.

Министр обороны Сергей Шойгу в телефонном разговоре с главой израильского военного ведомства Либерманом заявил, что вина за сбитый российский самолет и гибель экипажа полностью лежит на израильской стороне. Шойгу напомнил, что Москва не раз призывала Израиль воздерживаться от ударов по Сирии, которые угрожают российским военным – а теперь безответственность израильских ВВС стоила жизни 15 нашим военным. Россия оставляет за собой право на ответные шаги в отношении Израиля, сообщил министр обороны.

Спустя несколько часов Владимир Путин полностью поддержал заявление Минобороны, уточнив, что нынешнюю трагедию все-таки не стоит сравнивать с ноябрем 2015-го, когда Турция уничтожила наш Су-25.

«Тогда турецкий истребитель сознательно сбил наш самолет. Здесь скорее это похоже на цепь трагических случайных обстоятельств, потому что израильский самолет не сбивал наш.

Израильский премьер Нетаньяху позвонил Путину – и возложил ответственность на Сирию. То есть повторил то, что ранее заявил официальный представитель израильской армии:

«Режим Асада, чьи военные сбили российский самолет, полностью несет ответственность за этот инцидент. Израиль считает, что за происшедшее также ответственны Иран и террористическая организация «Хезболла».

В России уже стали предлагать различные меры наказания Израиля – вплоть до разрыва дипломатических отношений. Понятно, что израильскому руководству не нужен был конфликт с Россией – но из-за абсолютно провокационных действий своих военных оно, по сути, поставило под удар отношения двух стран. Россия не будет рвать с Израилем – но последствия у гибели Ил-20, конечно, будут. Что вообще нужно сейчас России от Израиля – и Израилю от России?

Израиль называл своими врагами ИГИЛ, ливанскую «Хезболлу» и Иран – требуя от Москвы права на защиту своих интересов на территории других стран. То есть, говоря по-простому, на право бомбить сирийскую и ливанскую территорию, нанося удары по всем тем, кто кажется им врагом Израиля.

Но был еще один фактор, который позволял Израилю бить по Сирии – и он был самым главным. Россия была вынуждена терпеть израильские действия, потому что успешный ход нашей операции по разгрому антиасадовских сил в Сирии был возможен только при координации и учете интересов трех главных заинтересованных внешних сил. То есть Турции, Ирана и Израиля. Россия балансировала между их интересами – потому что наша операция осуществляется крайне ограниченными силами, преимущественно ВКС, и мы совершенно не собираемся размещать в Сирии полноценную военную группировку, наличие которой только и позволило бы игнорировать претензии Турции и Израиля.

Но тот факт, что Россия до поры до времени соглашалась с ударами Израиля по тем или иным объектам на территории Сирии, был воспринят в Тель-Авиве не как временное исключение, а как должное – следствием чего и стала атака израильских F-16, спровоцировавшая гибель нашего Ил-20. Объяснения Израиля – что они ударили по «объектам инфраструктуры сирийской армии, которые производили оружие массового поражения для террористической организации «Хезболла» и «это оружие предназначалось для использования против Израиля» – совершенно его не извиняют.

Россия не считает «Хезболлу» террористической организацией – это политическая и военная организация ливанских шиитов, представляющая интересы 40% населения этой дезинтегированной страны, по сути «государство в государстве». У нее масса претензий к Израилю – который несколько раз нападал на Ливан, в том числе с целью уничтожить военный потенциал «Хезболлы». Отряды «Хезболлы» воюют в Сирии на стороне Асада – что является совершенно законным и естественным, тем более что само разделение Леванта на Сирию и Ливан достаточно условно.

И для начала придется перестать атаковать цели в расположенной более чем в полутысяче километров от границ Израиля приморской сирийской провинции Латакия. Где находится российская военная база Хмеймим – для усиления защиты которой Владимир Путин пообещал принять меры, «которые заметят все».